Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

 

Основные сведения - Структура и органы управления образовательной организации - Документы - Образование - Образовательные стандарты - Руководство. Педагогический состав - Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса - Стипендии и иные виды материальной поддержки - Платные образовательные услуги - Финансово-хозяйственная деятельность - Вакантные места для приема - Сведения о продолжении образования


    «Содержательные и организационные аспекты изучения  учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)» 

 Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)»- это единственный предмет в учебном плане школы, который изучается обучающимися по выбору их родителей (законных представителей).  

 

Так почему приходится выбирать родителям,  что же изучать их ребенку на данном уроке?

     Дело в том, что с 1 сентября  2012 г.  в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 в 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

«Основы православной культуры»;

«Основы исламской культуры»;

«Основы буддийской культуры»;

«Основы иудейской культуры»;

«Основы мировых религиозных культур»;

«Основы светской этики».

Основными задачами комплексного курса являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника.

Выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При этом вы должны  посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение. Ваш выбор будет письменно зафиксирован в форме заявления.

Образец заявления на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Требования к результатам освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)

Предметные результаты:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)   формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и  межпредметными  понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

 

Оценивание по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

Курс безотметочный, но это не означает, что его не нужно оценивать. Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества.  Для текущего контроля знаний и умений учитель использует систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Текущее оценивание представлено следующим образом: вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности. Используется технология портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволяет обучающимся производить самооценку своей деятельности, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом (сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления). Одним из способов оценивания учеником своей деятельности и учителем их учебных результатов является систематическое обращение к материалам рубрик учебника: обучающиеся под руководством учителя формулируют в начале урока его задачи и анализируют в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых результатов. При работе в парах или группах используется качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга. Обучающиеся при изучении данного учебного предмета ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. Педагог, в конечном счете, работает со шкалой требований к качеству обучения, приучая детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи. Объектом оценивания по данному учебному предмету становится нравственная и культурологическая компетентность ученика. По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся. Домашние задания по ОРКСЭ носят творческий характер. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в классном журнале - зачет/незачет). Курс можно считать зачтённым, если:

 а) обучающийся посетил не менее 50% занятий по курсу в течение учебного года;

 б) выполнил итоговую зачётную работу (индивидуально или в группе): проектную, исследовательскую, творческую в рамках промежуточной       аттестации по учебному предмету.

Педагогические кадры

 Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по данному направлению.

Содержание  модулей

Модуль «Основы буддийской культуры»

Россия — наша Родина. Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию. Будда и его учение. Буддийский священный канон Трипитака. Буддийская картина мира. Добро и зло. Принцип ненасилия. Любовь к человеку и ценность жизни. Сострадание и милосердие. Отношение к природе. Буддийские учители. Семья в буддийской культуре и её ценности. Творческие работы учащихся. Обобщающий урок. Буддизм в России. Путь духовного совершенствования. Буддийское учение о добродетелях. Буддийские символы. Буддийские ритуалы и обряды. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Буддийские праздники. Искусство в буд­дийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству.

Модуль «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Еван­гелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Право­славное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Правосла­вие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отноше­ние христианина к природе. Христианская семья. Защита Оте­чества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству.

Модуль «Основы исламской культуры»

Россия — наша Родина. Колыбель ислама. Пророк Мухам­мад — основатель ислама. Начало пророчества. Чудесное путе­шествие пророка. Хиджра. Коран и Сунна. Вера в Аллаха. Бо­жественные Писания. Посланники Бога. Вера в Судный день и судьбу. Обязанности мусульман. Поклонение Аллаху. Пост в месяц рамадан. Пожертвование во имя Всевышнего. Паломничество в Мекку. История ислама в России. Нравственные ценности исла­ма. Сотворение добра. Дружба и взаимопомощь. Семья в исламе. Родители и дети. Отношение к старшим. Традиции гостеприим­ства. Ценность и польза образования. Ислам и наука. Искусство ислама. Праздники мусульман. Любовь и уважение к Отечеству.

Модуль «Основы иудейской культуры»

Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иуда­изма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи ев­рейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Ис­ход из Египта. Дарование Торы на горе Синай. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. На­значение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудей­ской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло. Творческие работы учащихся. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом — еврейский мир: знаком­ство с историей и традицией. Еврейский календарь. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа. Ценно­сти семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству.

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия — наша Родина. Культура и религия. Возникно­вение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Чело­век в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы уча­щихся. История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в ре­лигиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и ува­жение к Отечеству.

Модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина. Что такое светская этика. Культу­ра и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и от­ветственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным. Проектная деятельность. Род и семья — исток нравственных отноше­ний. Нравственный поступок. Золотое правило нравствен­ности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Со­весть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека — высшая нравственная ценность. Любовь и ува­жение к Отечеству.

 Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.)

   Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый инте­ресен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школь­ные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — вол­шебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душев­ны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рож­дён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нрав­ственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина... В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.

 

Вопросы и ответы о преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - курс ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях (на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей)

 

Контактное лицо по вопросам организации изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики:

заместитель директора Терешкина Юлия Валентиновна (понедельник-пятница с 8.00 до 16.00 (перерыв на обед с 12.00 до 12.30), тел. 8 831 39 2 19 51

 

Дата последнего обновления страницы 17.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения