Переход на принципы эффективного управления образованием посредством выявления и исключения, распространенных в образовательном процессе потерь позволит не только решать такие задачи, как эффективное внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов и создание условий для самореализации каждого обучающегося, но и повышение управляемости процессами в каждой образовательной организации.
Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению.
В случае с бережливым производством повышение эффективности и поиск резервов для снижения себестоимости продукции происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, не добавляющих ценности. Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации способствует:
-
улучшению образовательного процесса,
-
оптимизации работы,
-
повышению качества образования,
-
обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса,
-
сокращению временных и финансовых потерь,
-
повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов,
-
развитию образовательной организации.
Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У обучающихся, находящихся в атмосфере бережливого производства, будет происходить приобщение к его культуре и формироваться бережливый стиль мышления и образ жизни.
К методам бережливых технологий относятся: Kaisen (постоянное совершенствование деятельности), Kanban (визуальное управление и контроль), TPM (система ухода за оборудованием для наибольшей его эффективности), 5S (поддержание порядка на рабочем месте), SMED (система мероприятий по снижению потерь), Poka-Yoke (предотвращение ошибок), OEE (анализ общей эффективности работы), JIT (система «точно в срок»).
Нормативные документы
Федеральный уровень:
Региональный уровень:
Муниципальный уровень:
Школьный уровень
Проекты МАОУ «Первомайская СШ»